Автолюбители стали реже пользоваться велосипедами для поездок по городу

22 Сентября 2023

За последние 3 года сократилась доля автовладельцев, использующих велосипеды для поездок по городу. В 2020 году доля таких автолюбителей составляла 16%, сегодня – 10% (сокращение на 6 п.п.). Самыми распространенными причинами отказа от использования велосипедов являются сложности с их парковкой и хранением (26%), низкая скорость передвижения (23%) и некомфортная погода (22%).

powered by tet-o-tvet_yellow.png

Исследование проведено с помощью  исследовательской платформы Тет-О-Твет

ПОДРОБНЕЕ О НАШИХ РЕШЕНИЯХ >>

Ежегодно 22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля. В этот день во многих городах мира, в том числе и российских, проходят акции, направленные на пропаганду идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта*. В 2023 году Аналитический центр НАФИ в очередной раз ко Дню без автомобиля провел исследование**, посвященное отношению российских автолюбителей к более активному использованию велосипедов для передвижения по городу. Исследование также отражает изменения, произошедшие за последние несколько лет.

Число водителей-велосипедистов снижается

Две трети россиян (69%) сообщают***, что в их окружении нет людей, которые в День без автомобиля отказываются от поездок на личном авто в пользу более экологичных и полезных для здоровья способов передвижения по городу.

Треть опрошенных (31%) говорят, что имеют таких людей среди своих друзей или знакомых. Чаще всего такие практики распространены среди молодежи – почти каждый второй (45%) молодой человек до 24 лет знает участников акций по отказу от авто, также чаще участников акций знают россияне с более высоким уровнем дохода (53%).

Экологичных альтернатив личному авто сегодня довольно много. К ним относятся общественный транспорт, пешая ходьба, поездки на велосипеде, самокате или средствах индивидуальной мобильности, среди которых самым распространенным является электросамокат. Однако велосипед среди всех средств, позволяющих передвигаться на довольно большие расстояния в пределах города, является наиболее простым и удобным для того, чтобы не только снижать углеродный след, но и вносить вклад в укрепление собственного здоровья.

Аналитический центр НАФИ регулярно измеряет опыт использования автовладельцами велосипедов для повседневных поездок по городу. Несмотря на развитие велосипедной инфраструктуры во многих российских городах, динамика последних 3 лет среди водителей является отрицательной. Так, доля тех, кто имеет автомобиль, но при этом совершает поездки по городу на велосипеде, с 2020 года сократилась на 6 п.п. с 16% до 10%.

Водителей-велосипедистов заметно больше среди молодых россиян до 24 лет (29%) и жителей регионов Уральского федерального округа (24%).

90% российских автовладельцев, имеющих велосипеды, на сегодняшний день используют их исключительно для спорта или развлечений, но не для повседневных поездок по городу.

Барьеры использования велосипеда вместо авто

Три года назад главной причиной, по которой автовладельцы аргументировали отказ от использования велосипедов для повседневных поездок, была неприспособленность города – неразвитая велосипедная инфраструктура. Об этом говорил каждый пятый (20%, самый популярный ответ). Сегодня доля тех, кто может на это посетовать, сократилась. Об отсутствии велодорожек говорят 16% участников исследования.

В топ-5 причин, которые автомобилисты называют барьерами к поездкам на велосипеде, сейчас входят:

  • сложности с парковкой (это останавливает 26% опрошенных; рост на 10 п.п. по сравнению с 2020 годом, тогда было 16%);

  • неудовлетворенность скоростью передвижения, нет времени – дорога на автомобиле выходит быстрее (23%; рост на 10 п.п., в 2020 году – 13%);

  • некомфортная погода (22%; рост на 11 п.п., в 2020 году – 11%);

  • неудобство из-за физической нагрузки (17% говорят, что дорога на велосипеде отнимает много сил; рост на 10 п.п., в 2020 году – 7%);

  • неприспособленность города (16%; падение на 4 п.п., в 2020 году – 20%).

Среди других причин, называемых автомобилистами в качестве барьеров, находится опасность лавирования среди пешеходов и машин (13%), а также проблемы со здоровьем (8%).

Россияне старшего возраста чаще других жалуются на неприспособленность города и плохое здоровье.

На проблемы с парковками, неразвитость инфраструктуры и опасность передвижения на велосипедах по городу прежде всего обращают внимание жители Северо-Западного федерального округа.

Интересно также, что больше всего «отговорок» называют опрошенные с высшим образованием. Они чаще других указывают на неприспособленность города, опасность такой езды, некомфортность погоды, а также используют другие нераспространенные причины, чтобы оправдать неиспользование своих велосипедов.


Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Параллельно с активным развитием городской велосипедной инфраструктуры требуется изменение общественных установок относительно использования велосипеда как вида транспорта. Основная задача сводится к тому, чтобы в сознании людей фактор комфорта уступил место пунктуальности и гибкости перемещения, а также росту ценности каждодневной физической активности для сохранения здоровья. Все это требует широких просветительских и коммуникационных кампаний».


Анкетирование

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.



Оставайтесь в курсе! 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

 

* Комсомольская правда. Всемирный день без автомобиля 2023: история и традиции. https://www.kp.ru/family/prazdniki/vsemirnyj-den-bez-avtomobilya/
** Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в сентябре 2023 г. Опрошены 1000 автовладельцев. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
*** Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ 20.09.2023 на базе исследовательской платформы Тет-О-Твет. Опрошены: 5104 чел. (мужчины и женщины старше 14 лет, из всех субъектов РФ). Для обеспечения репрезентативности результаты опроса взвешены на основе официальных данных Росстат по полу, возрасту, уровню образования, географии проживания. Статистическая погрешность не превышает 2% на уровне 95%-доверительного интервала.
Скачать полное исследование
«Автолюбители стали реже пользоваться велосипедами для поездок по городу»

Понравился материал?
Поделитесь им с коллегами и партнерами!

Похожие публикации

Как изменилось отношение россиян к электрокарам за 3 года
27 Сентября 2023

За последние три года среди россиян существенно выросла осведомленность об электромобилях. В 2020 году о существовании машин на электрическом двигателе знали 76% жителей нашей страны, сегодня это уже 92% (рост на 16 п.п.). Пик интереса к электрокарам наблюдался в 2022 году – тогда 39% опрошенных выражали потенциальное желание приобрести такой автомобиль в собственность. Сегодня доля желающих купить электромобиль сократилась на 9 п.п. и составляет 30% опрошенных.

53% россиян ездили отдыхать минувшим летом
12 Сентября 2023
53% россиян ездили на отдых минувшим летом. Доля путешественников выше среди жителей городов-миллионников, москвичей (72%) и людей с высшим образованием (69%). Чаще всего для летней «перезагрузки» россияне выбирали пляжный отдых (49%), познавательный туризм (46%) и активный отдых (28%). Основные причины отказа от летнего отпуска: нехватка денежных средств (65%) и времени (33%), проблемы со здоровьем (13%).
Россияне за последние пять лет стали чаще ездить на такси и каршеринге
4 Августа 2023
Большинство россиян (77%) выбирают для поездок по городу общественный транспорт. Однако за последний год 70% опрошенных совершали поездки на такси, 50% – на личном автомобиле, еще 4% граждан брали в аренду автомобиль каршеринга. Поездками на такси довольны 90% пассажиров, сервис каршеринга положительно оценили 77% пользователей.
Туризм, торговля и гуманитарная сфера: россияне назвали перспективные направления сотрудничества России и Африки
28 Июля 2023
Россияне довольно оптимистично смотрят на развитие российско-африканского партнерства (94%) и считают наиболее перспективными контакты в области торговли (57%), туризма (52%) и в гуманитарной сфере (39%).

Используемые методы