Уровень доступности финансовых услуг в Российской Федерации

подготовлено совместно с BDO LLP (Великобритания) для Министерства финансов РФ
5000 респондентов - физических лиц
500 респондентов - предпринимателей
20 экспертов

Цели исследования

В рамках исследования необходимо было разработать набор индикаторов для оценки уровня доступности финансовых услуг, а также проанализировать доступность финуслуг на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей.

Проект был реализован в 4 этапа.

На первом этапе мы подготовили концепцию интеграции системы индикаторов GPFI для «Группы 20» в российскую практику измерения финансовой доступности, определили базу источников и общие контуры необходимого исследования.

На втором этапе был описан процесс планирования и проведения специализированного исследования, после чего, на третьем этапе, провели комплекс исследовательских работ, результаты которых мы проанализировали и описали на четвертом этапе.

Заказчик спецпроекта

В 2011 году Министерство финансов РФ совместно со Всемирным банком запустили проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". 

Данное исследование было проведено в рамках указанного проекта в коллаборации с консалтинговой компанией BDO UK LLP. 

Методы исследования

Всероссийский опрос населения*, объём выборочной совокупности 5 000 человек. Выборка репрезентирует реальную структуру взрослого (от 18 лет и старше) населения Российской Федерации по полу возраст, уровню образования, уровню доходов, типу населенного пункта, географической удаленности.

Всероссийский опрос предпринимателей*, объём выборки 500 предприятий. Выборка репрезентирует предприятия России по размеру, обороту и числу сотрудников, виду экономической деятельности и географии регистрации.

Кабинетное исследование* по следующим источникам: 

  • Центральный Банк Российской Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации;
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
  • Единый архив экономических и социологических данных (ЕАЭСД);
  • Международные институты развития (CGAP, IFC и др.);
  • Отраслевые общественные и профессиональные организации;
  • Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК);
  • Объединенная расчетная система (ОРС)
  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и другие поставщики официальных данных об общественном мнении (ФОМ,Левада-центр);
  • Научно-исследовательский Университет Высшая Школа Экономики (данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE));
  • Единый архив экономических и социологических данных «Софист»;
  • Национальное агентство финансовых исследований база данных опросов);
  • Федеральный образовательный портал Экономика,Социология, Менеджмент;
  • Европейское Социальное Исследование (European Social Survey) по РФ;
  • Международная ассоциация мобильных операторов (GSMA);
  • Поставщики финансовых услуг (банки, страховые компании, микрофинансовые организации, платежные системы и др.).

Основные выводы

Итоговый набор индикаторов для измерения уровня доступности финансовых услуг в РФ
vyv1.JPG

Доступ к финансовым услугам, инфраструктура

vyv2.JPG

vyv3.JPG

vyv4.JPG

Использование финансовых услуг

vyv5.JPG

vyv6.JPG

Качество финансовых услуг

vyv7.JPG

vyv8.JPG

PR-активности

5 апреля 2016 года результаты исследования были презентованы общественности и СМИ в пресс-центре ТАСС.

Директор Департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев, Начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ РФ Михаил Мамута, Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, Исполнительный директор Ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова и Управляющий партнер НАФИ Павел Самиев обсудили результаты исследования  и рассказали о том, насколько россияне удовлетворены работой финансовых организаций, какие группы населения не вовлечены в пользование финансовыми услугами, какие права потребителей финуслуг находятся под угрозой, а также обсудят меры, которые следует предпринять для повышения уровня финансовой доступности в России.

 20160405-photo-0116.jpg  20160405-photo-0145.jpg  
20160405-photo-0188.jpg
 20160405-photo-0089.jpg

Фотоотчет можно посмотреть по ссылке.

Тираж печатной версии исследования: 700 экз.

За дополнительной информацией можно обратиться к PR-директору НАФИ Ольге Шаровой по адресу sharova@nacfin.ru 

Скачать полное исследование
«Уровень доступности финансовых услуг в Российской Федерации»

Нужно исследование? Мы всегда на связи

Если у вас есть вопросы, комментарии, пожелания или замечания, пожалуйста, свяжитесь с нами
Контактное лицо:
Звоните по телефону: