Дети и финансы

при поддержке Mastercard, НП РТС, АРБ и Child and Youth Finance International
1600 респондентов-родителей
6 фокус-групп с детьми
200 подростков - участников онлайн-опроса
Похожие публикации

Цель исследования

Получение детальной информации об уровне финансовой грамотности детей и подростков в Российской Федерации, а также оценка основных факторов, оказывающих влияние на их финансовое поведение.

Партнеры

Россия – один из приоритетных рынков для MasterCard, и мы активно продвигаем проекты, которые позволяют давать нужные навыки детям. Поддерживая проект «Дети и финансы», компания вносит свой вклад в повышение финансовой грамотности подрастающего поколения и их родителей. 

Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков всегда поддерживало и будет поддерживать инициативы по повышению уровня финансовой грамотности населения. И даже если дети не являются клиентами сегодня, для банков все равно лучше встретить подготовленных потребителей финансовых услуг, которые не будут осваивать эту науку на собственных ошибках.

Некоммерческое партнерство  РТС (НП РТС) объединяет около 100 профессиональных участников финансового рынка, ведет множество проектов, в том числе способствующих повышению финансовой грамотности. 

Child & Youth Finance International (CYFI) – общественная международная организация, основная цель которой – увеличение вовлеченности молодежи в финансовую сферу, объединяет ряд организаций в области детских и молодежных финансов. Организатор Global Money Week.

Методы исследования

Фокус-группы* с детьми и подростками (6 групповых дискуссий с детьми в возрасте от 7 до 17 лет)

Всероссийский опрос* родителей через личные полуформализованные интервью. Выборка 1600 человек (родители детей старше 4-х лет) в 40 регионах. 

Online-опрос* детей и подростков, выборка 200 человек, подростки в возрасте 14-17 лет, равномерное распределение по возрасту, в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс.человек.

Кабинетное исследование*, анализ открытых и закрытых источников информации в России и мире. 

Основные выводы

Подходы к повышению детской финансовой грамотности

Существующие в мире программы по повышению финансовой грамотности можно разделить по нескольким характеристикам, в зависимости от: 

  • инициатора программы: государственные структуры, всемирные институты развития, общественные и коммерческие организации (банки, страховые компании и другие)
  • целевой аудитории (дети, женщины, люди в сложной социальной ситуации, средства массовой информации, учителя, инвесторы
  • роли повышения уровня знаний в финансовой отрасли – то есть, является ли финансовое образование основной составляющей программы или лишь частью какого-либо масштабного образовательного проекта (в качестве примера второго можно привести программу Организации Объединенных Наций «Десятилетие ООН – образование для устойчивого развития», которая была реализована в 2005-2014 годах)

Универсальной стратегии повышения финансовой грамотности не существует, и инициативы по реализации подобных проектов для детей действуют во многих странах. Главная их направленность – выработка навыков понимания населением сути денег и финансовых взаимодействий, формирование правильного отношения к распределению денег в семье, управлению ими.

Требования к финансовым продуктам и услугам для детей

Clipboard071.png

 

В 2014 году в докладе Всемирного Банка Global Financial Development Report была предложена система базовых требований к финансовым продуктам для детей и подростков. Данная система была призвана повысить доступность финансовых услуг для молодой аудитории и должна способствовать повышению финансовой ответственности и грамотности потребителей.

В основе выделенных базовых принципов создания дружественных банковских продуктов для детей и подростков лежат требования, затрагивающие вопросы доступа, контроля, положительного финансового стимула для пользования финансовыми продуктами и услугами, безопасности и наличия образовательного компонента в предлагаемых целевой аудитории инструментах.

В Российской Федерации развитие данного сегмента рынка находится на начальном этапе – большинство предлагаемых продуктов продвигаются среди родителей. Они рассчитаны либо на контроль за расходами (но не на обучение детей и подростков), либо на вложение в будущее подрастающего поколения. Наиболее гибкие продукты являются сейчас частью премиальных продуктов для родителей, принадлежащих к высокодоходной аудитории.

Финансовая грамотность детей и подростков в России

Чуть более половины детей и подростков в России получают денежные средства от родителей в виде карманных расходов, из них только треть получают деньги регулярно. В том случае, если ребенок не имеет возможности получить доход из других источников, например, благодаря подработкам или стипендии, – а это около четверти
российских детей, то приобретение практических навыков обращения с денежными средствами будет осуществляться после достижения трудоспособного возраста, что может стать причиной формирования высокорискового поведения и снижения благосостояния таких потребителей.

Для тех детей, которые получают деньги от родителей или из других источников, фактором риска при формировании стратегий финансового поведения может являться отсутствие продуман ной со стороны родителей системы правил предоставления карманных денег и регулярного контроля за тратами ребенка, а также практики приобщения детей и подростков к ведению бюджета и приобретению знаний о финансовых продуктах и услугах.

Clipboard081.png

Clipboard091.png

PR-активности

28 октября в Пресс-центр ТАСС прошла пресс-конференция «Дети финансы: риски и точки роста», которую посетили 50 журналистов и интересующихся темой участников рынка. К участию в качестве спикеров были приглашены:

  • Илья Кочетков, Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров
  • Анна Зеленцова, Координатор Проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
  • Эльман Мехтиев, Исполнительный Вице-президент Ассоциации российских банков
  • Галина Ганеева, Вице-президент MasterCard в России
  • Анатолий Гавриленко, Председатель совета директоров Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС (НП РТС) 

Спикеры затронули темы:

  • Имеют ли дети опыт пользования финансовыми продуктами?
  • Как они распоряжаются своими денежными средствами?
  • Обсуждают ли родители с детьми финансовые вопросы?
  • Какова финансовая грамотность подрастающего поколения и родителей? 

Нужно исследование? Мы всегда на связи

Если у вас есть вопросы, комментарии, пожелания или замечания, пожалуйста, свяжитесь с нами
Контактное лицо:
Звоните по телефону: