Дети и финансы

при поддержке Mastercard, НП РТС, АРБ и Child and Youth Finance International
1600 respondents-parents
6 focus groups with children
200 adolescents, participated in the online survey

Purpose of the study

Get detailed information about the level of financial literacy of children and adolescents in the Russian Federation, as well as the assessment of the main factors affecting their financial behaviour.

Partners

 

Russia is one of the priority markets for MasterCard and we are actively promoting projects that allow us to give the necessary skills to children. Supporting the project "Children and Finance", the company contributes to increase the financial literacy of the younger generation and their parents.

The banking community represented by Association of Russian Banks has always supported and will support initiatives to increase the level of financial literacy of the population.Even if children are not clients today, it is still better for banks to meet well prepared consumers of financial services  who will not learn this science from their own mistakes.

Non-profit partnership RTS unites about 100 professional participants of the financial market and conducts many projects including those that promote financial literacy.

Child & Youth Finance International (CYFI) – non-profit international organisation whose main goal is to increase the involvement of young people in the financial area, unites a number of organisations in the field of children's and youth finance. Organiser of Global Money Week.

Methodology of research

Focus Groups* with children and adolescents (6 group discussions with children of the age of 7 to 17) 

All Russian survey* of parents through a personal semi-formalised interview. A sample of 1600 people (parents of children over 4 years old) in 40 regions.

Online survey* of children and adolescents, a sample of 200 people, adolescents in the age of 14-17, even age distribution, in cities with population over 1mln, 500 thousand, 250 thousand.   

Desk study*, analysis of open and closed sources of information, both in Russia and in the world. 

Main findings


Approaches for raising children's financial literacy

The existing programs of  financial literacy increase in the world can be divided into several characteristics, depending on:

  • the initiator of the program: state structures, world development institutions, public and commercial organiations (banks, insurance companies and other)
  • target audience (children, women, people in difficult social condition, mass media, teachers, investors)
  • the role of raising the level of knowledge in the financial sector - that is, whether financial education is the main component of the program or only a part of a large-scale educational project (as an example of the second one can be given the United Nations program "United Nations Decade - Education for Sustainable Development" implemented in 2005-2014)

There is no universal strategy to increase financial literacy and initiatives to implement similar projects for children operate in many countries. Their main focus is the development of skills for understanding the essence of money and financial interactions by the population, development of the right attitude to the distribution of money in the family and their management.

Requirements for financial products and services for children 

Clipboard071.png


In 2014 in the World Bank's Global Financial Development Report, was proposed a system of basic requirements for financial products for use by children and adolescents. This system was designed to increase the availability of financial services for a young audience and should help to increase financial responsibility and consumer literacy.

The basic principles of creating friendly banking products for children and adolescents are based on the requirements that affect access, control, positive financial incentives for using financial products and services, security and the availability of an educational component in the tools which are offered to the target audience.

In the Russian Federation, the development of this market segment is at an initial stage and most offered products  are promoted amongst parents. They are designed either to control costs (but not to educate children and adolescents), or to invest in the future of the younger generation. The most flexible products are now part of the premium products available to parents belonging to a highly profitable audience.

Financial literacy of children and adolescents in Russia

Just over half of children and adolescents in Russia receive cash from their parents in the form of pocket money and of these, only a third receives money regularly. If the child is unable to receive income from other sources, for instance, through part-time work or scholarships - and this is only about a quarter of Russian children-, getting practical skills in handling money would only be possible to implement after reaching working age, which could lead to high risk and irresponsible behavior and welfare decrease of such consumers.

For those children who receive money from their parents or from other sources, the risk factor in the formation of financial strategy could be the absence of a well thought-out system of rules by the giving pocket money by parents and regulating control of their children's spending, and furthermore, the practice of children's and adolescent's inclusion to maintain the budget  and getting knowledge about financial products and services. 

Clipboard081.png

Clipboard091.png

PR activities

On the 28th October, a press conference on "Children and Finance: Risks and Growth Points" was held at the TASS Press Center, which was attended by 50 journalists and market participants who were interested in the topic. To participate as a speaker, were invited:

  • Ilya Kochetkov, head of service advisor of Bank of Russia for the consumer rights protection of financial services and minority shareholders.
  • Anna Zelentsova, coordinator of  the project of the Ministry of Finance of the Russian Federation "Promoting the level financial literacy of population and the development of financial education in the Russian Federation”
  • Elman Mechtiev, executive Vice-President of the Association of Russian Banks
  • Galina Ganeeva, vice president of MasterCard Russia.
  • Anatoliy Gavrilenko, Chairman of the Board of Directors of the nonprofit partnership for the development of the RTS Financial Market (NP RTS)

Download the full study
«Children and Finance»

It is necessary to study? We are always in touch

If you have questions, suggestions or comments, please contact us
The contact person:

Дети и финансы

при поддержке Mastercard, НП РТС, АРБ и Child and Youth Finance International
1600 респондентов-родителей
6 фокус-групп с детьми
200 подростков - участников онлайн-опроса
Похожие публикации

Цель исследования

Получение детальной информации об уровне финансовой грамотности детей и подростков в Российской Федерации, а также оценка основных факторов, оказывающих влияние на их финансовое поведение.

Партнеры

Россия – один из приоритетных рынков для MasterCard, и мы активно продвигаем проекты, которые позволяют давать нужные навыки детям. Поддерживая проект «Дети и финансы», компания вносит свой вклад в повышение финансовой грамотности подрастающего поколения и их родителей. 

Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков всегда поддерживало и будет поддерживать инициативы по повышению уровня финансовой грамотности населения. И даже если дети не являются клиентами сегодня, для банков все равно лучше встретить подготовленных потребителей финансовых услуг, которые не будут осваивать эту науку на собственных ошибках.

Некоммерческое партнерство  РТС (НП РТС) объединяет около 100 профессиональных участников финансового рынка, ведет множество проектов, в том числе способствующих повышению финансовой грамотности. 

Child & Youth Finance International (CYFI) – общественная международная организация, основная цель которой – увеличение вовлеченности молодежи в финансовую сферу, объединяет ряд организаций в области детских и молодежных финансов. Организатор Global Money Week.

Методы исследования

Фокус-группы* с детьми и подростками (6 групповых дискуссий с детьми в возрасте от 7 до 17 лет)

Всероссийский опрос* родителей через личные полуформализованные интервью. Выборка 1600 человек (родители детей старше 4-х лет) в 40 регионах. 

Online-опрос* детей и подростков, выборка 200 человек, подростки в возрасте 14-17 лет, равномерное распределение по возрасту, в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс.человек.

Кабинетное исследование*, анализ открытых и закрытых источников информации в России и мире. 

Основные выводы

Подходы к повышению детской финансовой грамотности

Существующие в мире программы по повышению финансовой грамотности можно разделить по нескольким характеристикам, в зависимости от: 

  • инициатора программы: государственные структуры, всемирные институты развития, общественные и коммерческие организации (банки, страховые компании и другие)
  • целевой аудитории (дети, женщины, люди в сложной социальной ситуации, средства массовой информации, учителя, инвесторы
  • роли повышения уровня знаний в финансовой отрасли – то есть, является ли финансовое образование основной составляющей программы или лишь частью какого-либо масштабного образовательного проекта (в качестве примера второго можно привести программу Организации Объединенных Наций «Десятилетие ООН – образование для устойчивого развития», которая была реализована в 2005-2014 годах)

Универсальной стратегии повышения финансовой грамотности не существует, и инициативы по реализации подобных проектов для детей действуют во многих странах. Главная их направленность – выработка навыков понимания населением сути денег и финансовых взаимодействий, формирование правильного отношения к распределению денег в семье, управлению ими.

Требования к финансовым продуктам и услугам для детей

Clipboard071.png

 

В 2014 году в докладе Всемирного Банка Global Financial Development Report была предложена система базовых требований к финансовым продуктам для детей и подростков. Данная система была призвана повысить доступность финансовых услуг для молодой аудитории и должна способствовать повышению финансовой ответственности и грамотности потребителей.

В основе выделенных базовых принципов создания дружественных банковских продуктов для детей и подростков лежат требования, затрагивающие вопросы доступа, контроля, положительного финансового стимула для пользования финансовыми продуктами и услугами, безопасности и наличия образовательного компонента в предлагаемых целевой аудитории инструментах.

В Российской Федерации развитие данного сегмента рынка находится на начальном этапе – большинство предлагаемых продуктов продвигаются среди родителей. Они рассчитаны либо на контроль за расходами (но не на обучение детей и подростков), либо на вложение в будущее подрастающего поколения. Наиболее гибкие продукты являются сейчас частью премиальных продуктов для родителей, принадлежащих к высокодоходной аудитории.

Финансовая грамотность детей и подростков в России

Чуть более половины детей и подростков в России получают денежные средства от родителей в виде карманных расходов, из них только треть получают деньги регулярно. В том случае, если ребенок не имеет возможности получить доход из других источников, например, благодаря подработкам или стипендии, – а это около четверти
российских детей, то приобретение практических навыков обращения с денежными средствами будет осуществляться после достижения трудоспособного возраста, что может стать причиной формирования высокорискового поведения и снижения благосостояния таких потребителей.

Для тех детей, которые получают деньги от родителей или из других источников, фактором риска при формировании стратегий финансового поведения может являться отсутствие продуман ной со стороны родителей системы правил предоставления карманных денег и регулярного контроля за тратами ребенка, а также практики приобщения детей и подростков к ведению бюджета и приобретению знаний о финансовых продуктах и услугах.

Clipboard081.png

Clipboard091.png

PR-активности

28 октября в Пресс-центр ТАСС прошла пресс-конференция «Дети финансы: риски и точки роста», которую посетили 50 журналистов и интересующихся темой участников рынка. К участию в качестве спикеров были приглашены:

  • Илья Кочетков, Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров
  • Анна Зеленцова, Координатор Проекта Министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
  • Эльман Мехтиев, Исполнительный Вице-президент Ассоциации российских банков
  • Галина Ганеева, Вице-президент MasterCard в России
  • Анатолий Гавриленко, Председатель совета директоров Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС (НП РТС) 

Спикеры затронули темы:

  • Имеют ли дети опыт пользования финансовыми продуктами?
  • Как они распоряжаются своими денежными средствами?
  • Обсуждают ли родители с детьми финансовые вопросы?
  • Какова финансовая грамотность подрастающего поколения и родителей? 

Нужно исследование? Мы всегда на связи

Если у вас есть вопросы, комментарии, пожелания или замечания, пожалуйста, свяжитесь с нами
Контактное лицо:
Звоните по телефону: