Малый и средний бизнес стал больше доверять банкам

7 Марта 2017


МОСКВА, 7 марта 2017 года. За год доля российских предпринимателей, доверяющих банкам, увеличилась с 72% до 81%. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей малых и средних предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в декабре 2016 г.*

Большинство топ-менеджеров компаний-субъектов МСП (81%) выражают доверие банкам (полностью доверяют 21%, скорее доверяют 60%), и с декабря 2015 года доля таковых выросла на 9 п.п (с 72%). Не доверяют этим финансовым институтам на сегодняшний день 17% опрошенных. Стоит отметить, что по сравнению с другими финансовыми институтами, банки традиционно пользуются наибольшим уровнем доверия как среди населения, так и среди бизнес-аудитории.

На втором месте в рейтинге доверия финансовым институтам - лизинговые компании, доверие представителей малого и среднего бизнеса к которым за год значительно выросло с 36% до 52%. Не доверяет им каждый пятый опрошенный. И более четверти затруднились ответить на вопрос.

Еще год назад второе место занимали страховые компании (50% выражали доверие), сегодня же они замыкают тройку лидеров рейтинга (доля доверяющих страховщикам - 45%). Стоит обратить внимание, что не доверяют страховым компаниям практически такое же число предпринимателей (43%).

Доверие факторинговым компаниям в декабре 2016 года выразили – 20% топ-менеджеров малых и средних компаний (в 2015 году – 35%), и, наоборот, не доверяют им 28%. Более половины не смогли однозначно ответить на вопрос относительно доверия этой категории организаций (52%).

Микрофинансовым организациям доверяют меньше всего предпринимателей.

«Скажите, доверяете ли Вы следующим финансовым организациям?», в % от всех опрошенных по группам

  Банки   Страховые компании Лизинговые компании Факторинговые компании Микрофинансовые организации
  2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016
Доверяю полностью 26 21 15 8 10 15 6 3 6 <1
Скорее доверяю 46 60 35 37 26 37 19 17 12 6
Скорее не доверяю 13 12 23 27 17 13 17 18 26 16
Полностью не доверяю 6 5 14 15 8 7 9 10 24 59
Затрудняюсь ответить 9 2 13 13 39 28 49 52 32 18




*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Тип публикации: Результаты опросов
Уровень доверия к финансовым организациям формируется на основе нескольких источников информации. Так, предприниматель, имеющий опыт пользования услугами финансовых организаций, формирует оценку, исходя из личного опыта. Наличие прошлого опыта взаимодействия снимает у потребителя неопределённость и способствует росту доверия. Подобная ситуация наблюдается при формировании доверия к банкам, страховым и лизинговым компаниям. Услугами этих организаций предприниматели пользуются чаще, поэтому они для них понятнее и уровень доверия к ним соответственно выше.
Однако, если личный опыт скудный или отсутствует (как в случае с факторинговыми и микрофинансовыми организациями), доверие формируется на основе внешней информации, как правило, из СМИ, которая часто носит обрывочный и не всегда положительный характер. Как итог - уровень доверия к последним оказывается ниже. Значимую роль в формировании доверия играет информационная открытость финансовых организаций, а также уровень финансовой грамотности предпринимателя. Не редко провалы в коммуникации между сторонами становятся причиной снижения доверия потребителей

Руководитель направления корпоративных исследований

Похожие публикации

Банки – лидеры доверия среди финансовых институтов
8 Сентября 2016

В день финансиста мы публикуем результаты мониторингового исследования, посвященного оценке доверия финансовым институтам. С ноября прошлого года заметно выросло доверие населения к банкам, страховым компаниям и электронным платежным системам. 

Лояльность клиентов российским банкам: индекс NPS
19 Августа 2016

Клиенты российских банков в целом демонстрируют достаточно высокий уровень лояльности к своим кредитно-финансовым организациям.

Каждый десятый россиянин не доволен опытом сотрудничества с финансовыми организациями
1 Июля 2016
Каждый десятый россиянин указал, что за последний год был не доволен финансовыми организациями, услугами которых пользовался.

Используемые методы