Где искать персонал? Опыт малых и средних компаний

21 Апреля 2017

МОСКВА, 21 апреля 2017 года. В российских компаниях наиболее распространенная практика поиска сотрудников – через Интернет-сайты (чаще всего hh.ru и avito.ru) и через знакомых. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса руководителей малых и средних предприятий, проведенного Аналитическим центром НАФИ в декабре 2016*. 

Основные способы рекрутинга сотрудников в малых и средних компаниях – с помощью специализированных Интернет-сайтов и через знакомых (по 47%). Причем сайты используются чаще в средних компаниях (63% против 32% в микро-организациях), а поиск через знакомства востребован скорее в малых организациях (51% в микро-предприятих и 49% в малых). Специализированные печатные издания для подбора персонала используют на каждом пятом российском предприятии (22%), и чаще - в средних по размеру организациях (29%). Биржу труда и стажировки как способ привлечения новых сотрудников ипользуют не более 19% организаций. Обращаются в кадровые агентства 12%, и это чаще средние и крупные предприятия (22%).

Как правило, специалисты по подбору персонала используют один основной способ поиска (49%), и чаще это поиск через знакомых. Двумя инструментами для рекрутинга пользуются 28% специалистов, а тремя – 8%.

Headhunter.ru и avito.ru – наиболее востребованные специализированные сайты для подбора персонала (37% и 24% соответственно от тех, кто пользуется такими ресурсами). Порталы superjob.ru, job.ru и rabota.ru востребованы в меньшей степени (16%, 14% и 9% соответственно). К сайтам rabota.mail.ru и zarplata.ru прибегают 3% и 2% опрошенных.

Стоит отметить, что hh.ru и superjob.ru чаще используют специалисты по подбору персонала в средних компаниях (51% и 22% соответственно), а avito.ru и job.ru – в малых организациях (28% и 16% соответственно).

Эффективность поиска персонала через биржу труда - спорная: 43% обратившихся к этому способу, нашли сотрудников, и 40% - не нашли.


Как Вы ищите новых сотрудников? Какие способы обычно используете?*, в % от всех опрошенных по группам

    Размер предприятия
  Все опрошенные Микро- Малое Среднее
С помощью специализированных интернет-сайтов 47 32 46 63
Через знакомых 47 51 47 44
С помощью специализированных печатных изданий 22 14 23 29
На бирже труда, в центре занятости 19 13 24 21
Привлекаем на стажировку молодых специалистов 19 18 17 23
С помощью кадровых агентств 12 6 9 22
Иным способом  11 7 16 10
Затрудняюсь ответить 5 11 2 2


Какие интернет-сайты для подбора персонала Вы используете?*, в % от тех компаний, в которых используются специализированные сайты для подбора персонала

  Все опрошенные
Хэдхантер (headhunter.ru или hh.ru) 37
Авито (avito.ru) 24
Суперджоб (superjob.ru) 16
Джоб.ру (job.ru) 14
Работа.ру (rabota.ru) 9
Работа.Мэйл.ру (rabota.mail.ru) 3
Зарплата (zarplata.ru) 2
Другое  21
Затрудняюсь ответить 15

 

Вы указали, что использовали биржу труда для поиска персонала. Чем закончилось Ваше обращение на биржу труда, нашли ли Вы необходимых сотрудников?, в % от тех компаний, в которых используется биржа труда для подбора персонала

  Все опрошенные
Да, нашли 43
Нет, не нашли 40
Другое  9
Затрудняюсь ответить 9

*
Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
*
Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Тип публикации: Результаты опросов
Поиск новых сотрудников через знакомых, друзей и близких, а также через знакомых действующих сотрудников по-прежнему пользуется высокой популярностью у компаний малого и среднего бизнеса. Примечательно, что половина организаций при поиске кадров обращаются только к одному способу рекрутинга, и в 40% случаев это поиск через знакомых. Этот метод привлекателен для небольших предприятий с низким уровнем затрат и относительно короткими сроками закрытия вакансий. Также популярность данного метода объясняется быстрой адаптацией нового сотрудника в коллективе. Биржи и центры занятости по-прежнему не рассматриваются работодателями как эффективный инструмент поиска персонала в силу специфики потенциальных кандидатов – чаще это неквалифицированные кадры, домохозяйки, молодые специалисты без опыта работы – те категории населения, которые обращаются на биржу скорее за получением пособия, чем с целью трудоустройства.
руководитель направления HR-исследований, исследований в сфере энергетики

Похожие публикации

Как руководители предприятий мотивируют сотрудников?
19 Октября 2016

За последний год различные инструменты дополнительной материальной мотивации сотрудников использовали руководители 74% малых и средних предприятий. Самые распространенные способы – выплата премий и сверхурочных, а также индексация зарплат.

Работа «на удаленке»: масштабы и перспективы
26 Августа 2016

 Дистанционно работающие сотрудники есть в каждой пятой организации, и еще 10% планируют в ближайшее время перевести часть штата на такой режим работы.